Череданова Ирина Владимировна, старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 2", г. Дзержинск
РАЗМЫШЛЕНИЯ ВСЛУХ Тема: «Развитие креативного мышления у дошкольников посредством использования технологии ТРИЗ в экологическом воспитании»Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория Решения Изобретательских Задач. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие с одной стороны, таких качеств мышления, как подвижность, системность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; развитие речи и творческого воображения; подготовка личности ребенка к жизни в динамично изменяющемся мире. Установить постоянные и необходимые связи и отношения между объектами окружающего мира– значит открыть закон. Ребенок сделать этого не может, поэтому ему следует помочь–дать способ познания мира, а не просто вооружить знаниями. Учитывая педагогическую ценность ТРИЗ – технологии, я определила цель и задачи. Цель: создание условий для экологического воспитания дошкольников средствами ТРИЗ. Задачи: 1. Формировать экологическую культуру дошкольников. 2.Развивать фантазию детей, научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире. 3.Привлечь внимание родителей к данной теме, вооружить их элементарными знаниями и навыками в использовании ТРИЗ – технологии. Изучив ТРИЗ – технологию, опыт работы в данном направлении других педагогов, я определила основные методы и приемы, по решению задач экологического воспитания. 1. Метод противоречия (проблемные ситуации). Этот метод помогает увидеть в окружающей действительности противоречия, научиться их формулировать и решать, начиная уже с детьми младшего возраста, используя для этого варианты игры «Хорошо – плохо»: «Мороз –это хорошо, потому -что снег не тает, можно кататься на санках, коньках. Мороз - это плохо, потому –что руки мерзнут, нельзя долго гулять, можно заболеть и т.д.» Использовала игры «Наоборот», как сопоставление и умение строить сложные предложения. На примере животных: Волк серый, а лиса рыжая (внешность). Олень большой, а заяц маленький (размер). Игра «Опасно не опасно» например: собака опасна , когда е дразнишь. Игра «Нравится - не нравится»: нравится , что лосьвысокий, не нравится что нельзя сесть и покататься.
2. Метод мозгового штурма - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором детям предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных: «Что будем делать, чтобы воздух был чище?», «Что нужно сделать, что бы на участке было красиво?» и т.д.
3. Метод аналогии Прямая аналогия учит детей сравнивать животное с различными объектами. Игры « Кто на что похож?», «Узнай меня»(по внешнему виду): на что похож еж? (на щетку, игольницу, клубок) и т.д. Функциональная аналогия: Игра «На что похоже солнце?» (солнце светит, греет, радует и т.д. Похоже на лампочку, печку, игрушку и т.д.). Фантастическая аналогия: сравнение объекта живого мира с его с его игрушечным, рисованным, сплетенным, глиняным и т.д. прототипом: «что общего и чем отличается кошка настоящая и игрушечная?»
4. Метод «Системный анализ» («системный оператор», «волшебный экран»)помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой элементов. Очень важно при ознакомлении детей с окружающим миром показать: все, что нас окружает - взаимосвязано, состоит из частей и частью чего - то является; имеет прошлое и будущее. помогают игра: "Ищу друзей (недругов)", "Кто - то теряет, кто - то находит, и что из этого выходит". (При установлении взаимосвязей между объектами природы всегда обращаю внимание детей на то, что один объект при взаимодействии с другим всегда что - то приобретает и что - то отдат). (Например, щенок - ель. Находясь на земле, ель берт соки у земли, для того, чтобы расти, а земля с помощью ели укрывается от солнца. Щенок четырьмя лапами стоит на земле, и его тень тоже укрывает землю).
5. Прием сравнения. Для систематизации, углубления знаний, воспитания наблюдательности, использую игру "Чем похожи и чем отличаются?" Кабан - свинья, волк - собака, лиса - белка, воробей - синица, деревья - кустарники, корабль - рыба, роза - пион. Еще одна игра "Чей хвост, чья голова ? " - закрепляет знания детей о внешнем виде. 6. Прием фантазирования. Играя в ТРИЗовскую игру "А что если…", выясняли с детьми как изменится образ жизни, если изменить какую либо часть тела, например, лисе - хвост зайца, медведю - лапы лягушки. А после предлагаю создать фантастическое животное, придумать ему название, чем он будет питаться, где будет жить? Такие игры увлекают детей, пробуждают в них фантазию, развивают словотворчество, учат размышлять и делать выводы, дают начало изобретательским умениям. 7. Прием вопросов познавательного характера, иногда с долей юмора: про каких животных можно сказать, что они лезут из кожи вон? почему одни медведи белые, а другие бурые? зачем животным хвосты? зачем поют птицы? почему в одних сказках заяц белый, а в других серый? Эти вопросы можно чередовать с такими, которые воспитывают у детей добрые чувства: "Чтобы ты сделал, если бы увидел?" упавшего на землю птенца; на улице малыша ломающего кусты; брошенного щенка или котенка? 8. Прием эмпатии. В основе этого метода лежит отождествление самого себя с кем - либо или чем - либо, и как следствие - умение сопереживать этому объекту. Игры эмпатии активизируют мыслительную деятельность детей, развивают их творческое воображение. Дети перевоплощались в кузнечиков, которые устали прыгать. Детям предлагала отождествить себя с рукотворным объектом и найти выход из проблемной ситуации. «Ты комнатный цветок. Тебя посадили в красивый горшочек и забыли полить. Что ты чувствуешь?». 9. Интересным приемом являются «загадочные объявления»: «Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда при себе»; "Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне"; "Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мдом". Эти объявления вместе с детьми обсуждаются и приходят к единому мнению, кто мог написать это послание. Используя в ознакомлении дошкольников с взаимосвязями объектов живой и неживой природы элементы ТРИЗ, процесс формирования знаний становится эмоционально - окрашенным от встречи с природой, формируется чувство сопричастности, единения с ней, стремление глубже познать природу, чувство ответственности перед ней. Дети умеют сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, совершенствуется речь дошкольников, их мышление, творческие способности, культура чувств. 20 июня 2019 в 12:54
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.