Череданова Ирина Владимировна, старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 2", г. Дзержинск

РАЗМЫШЛЕНИЯ ВСЛУХ Тема: «Развитие креативного мышления у дошкольников посредством использования технологии ТРИЗ в экологическом воспитании»

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория Решения Изобретательских Задач.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие с одной стороны, таких качеств мышления, как подвижность, системность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; развитие речи и творческого воображения; подготовка личности ребенка к жизни в динамично изменяющемся мире.

Установить постоянные и необходимые связи и отношения между объектами окружающего мира– значит открыть закон. Ребенок сделать этого не может, поэтому ему следует помочь–дать способ познания мира, а не просто вооружить знаниями. Учитывая педагогическую ценность ТРИЗ – технологии, я определила цель и задачи.

Цель: создание условий для экологического воспитания дошкольников

средствами ТРИЗ.

Задачи:

1. Формировать экологическую культуру дошкольников.

2.Развивать фантазию детей, научить их мыслить системно, с пониманием

происходящих процессов в окружающем мире.

3.Привлечь внимание родителей к данной теме, вооружить их

элементарными знаниями и навыками в использовании ТРИЗ – технологии.

Изучив ТРИЗ – технологию, опыт работы в данном направлении других

педагогов, я определила основные методы и приемы, по решению задач

экологического воспитания.

1. Метод противоречия (проблемные ситуации). Этот метод помогает

увидеть в окружающей действительности противоречия, научиться их

формулировать и решать, начиная уже с детьми младшего возраста,

используя для этого варианты игры «Хорошо – плохо»: «Мороз –это

хорошо, потому -что снег не тает, можно кататься на санках, коньках. Мороз

- это плохо, потому –что руки мерзнут, нельзя долго гулять, можно заболеть

и т.д.»

Использовала игры «Наоборот», как сопоставление и умение

строить сложные предложения. На примере животных: Волк серый, а лиса рыжая (внешность). Олень большой, а заяц маленький (размер).

Игра «Опасно не опасно» например: собака опасна , когда е дразнишь.

Игра «Нравится - не нравится»: нравится , что лосьвысокий, не нравится что нельзя сесть и покататься.

 

2. Метод мозгового штурма - оперативный метод решения проблемы на

основе стимулирования творческой активности, при котором детям предлагают высказать как можно большее количество вариантов

решений, в том числе самых фантастичных: «Что будем делать, чтобы воздух

был чище?», «Что нужно сделать, что бы на участке было красиво?» и т.д.

 

3. Метод аналогии

Прямая аналогия учит детей сравнивать животное с различными объектами. Игры « Кто на что похож?», «Узнай меня»(по внешнему виду): на что похож еж? (на щетку, игольницу, клубок) и т.д.

Функциональная аналогия: Игра «На что похоже

солнце?» (солнце светит, греет, радует и т.д. Похоже на лампочку, печку,

игрушку и т.д.).

Фантастическая аналогия: сравнение объекта живого мира с его с его

игрушечным, рисованным, сплетенным, глиняным и т.д. прототипом: «что

общего и чем отличается кошка настоящая и игрушечная?»

 

4. Метод «Системный анализ» («системный оператор», «волшебный

экран»)помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных

между собой элементов. Очень важно при ознакомлении детей с окружающим миром показать: все, что нас окружает - взаимосвязано, состоит из частей и частью чего - то является; имеет прошлое и будущее.

помогают игра: "Ищу друзей (недругов)", "Кто - то теряет, кто - то находит, и что из этого выходит". (При установлении взаимосвязей между объектами природы

всегда обращаю внимание детей на то, что один объект при взаимодействии с

другим всегда что - то приобретает и что - то отдат). (Например, щенок -

ель. Находясь на земле, ель берт соки у земли, для того, чтобы расти, а

земля с помощью ели укрывается от солнца. Щенок четырьмя лапами стоит

на земле, и его тень тоже укрывает землю).

 

5. Прием сравнения.

Для систематизации, углубления знаний, воспитания наблюдательности,

использую игру "Чем похожи и чем отличаются?"

Кабан - свинья, волк - собака, лиса - белка, воробей - синица, деревья -

кустарники, корабль - рыба, роза - пион.

Еще одна игра "Чей хвост, чья голова ? " - закрепляет знания детей о

внешнем виде.

6. Прием фантазирования.

Играя в ТРИЗовскую игру "А что если…", выясняли с детьми

как изменится образ жизни, если изменить какую либо часть тела, например,

лисе - хвост зайца, медведю - лапы лягушки. А после предлагаю создать

фантастическое животное, придумать ему название, чем он будет питаться,

где будет жить?

Такие игры увлекают детей, пробуждают в них фантазию, развивают

словотворчество, учат размышлять и делать выводы, дают начало

изобретательским умениям.

7. Прием вопросов познавательного характера, иногда с долей юмора:

про каких животных можно сказать, что они лезут из кожи вон?

почему одни медведи белые, а другие бурые?

зачем животным хвосты?

зачем поют птицы?

почему в одних сказках заяц белый, а в других серый?

Эти вопросы можно чередовать с такими, которые воспитывают у детей

добрые чувства: "Чтобы ты сделал, если бы увидел?"

упавшего на землю птенца;

на улице малыша ломающего кусты;

брошенного щенка или котенка?

8. Прием эмпатии. В основе этого метода лежит отождествление самого себя с кем - либо или чем - либо, и как следствие - умение сопереживать этому объекту. Игры эмпатии активизируют мыслительную деятельность детей, развивают их творческое воображение. Дети перевоплощались в кузнечиков, которые устали прыгать. Детям предлагала отождествить себя с рукотворным объектом и найти выход из проблемной ситуации. «Ты комнатный цветок. Тебя посадили в красивый горшочек и забыли полить. Что ты чувствуешь?».

9. Интересным приемом являются «загадочные объявления»:

«Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда

при себе»; "Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне"; "Прошу

разбудить меня весной. Приходите лучше с мдом". Эти объявления вместе с

детьми обсуждаются и приходят к единому мнению, кто мог написать это

послание.

Используя в ознакомлении дошкольников с взаимосвязями объектов живой и

неживой природы элементы ТРИЗ, процесс формирования знаний

становится эмоционально - окрашенным от встречи с природой, формируется чувство сопричастности, единения с ней, стремление глубже познать природу, чувство ответственности перед ней.

Дети умеют сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, совершенствуется речь дошкольников, их мышление, творческие способности, культура чувств.


20 июня 2019 в 12:54

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.