Череданова Ирина Владимировна, старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 2", г. Дзержинск

РАЗМЫШЛЕНИЯ ВСЛУХ Наблюдения как средство экологического воспитания дошкольников

 «Речь идёт о любви ребенка ко всему,

что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца.

Речь идёт о любви к живому и беззащитному,

слабому и нежному»,

 – так писал в свое время великий педагог В. А. Сухомлинский.

Сегодня проблема экологического образования дошкольников выходит на первый план, обретая все большую актуальность. Именно в этот период происходит становление основ мировоззрения человека, его отношения к природе и окружающей действительности.

Никогда проблема экологического воспитания не стояла так остро и стала жизненной необходимостью,, одним из условий сохранения общего для всех.

Экологическое воспитание - относительно новая тенденция в дошкольной педагогике. Но уже с полной уверенностью можно сказать, что именно в дошкольном возрасте, путём целенаправленного педагогического воздействия, при условии системного ознакомления дошкольника с разнообразием природы, а так же вовлечения его в практическую деятельность, у ребенка можно заложить основы экологической культуры в целом. 

Значимый признак экологической воспитанности ребёнка - это участие в экологически-направленной деятельности, в процессе которой прививается любовь и гуманное отношение к природе. Нужно научить дошкольника бережному отношению и заботе о насекомых, животных, птицах, растениях, давая понять, что зачастую благополучие живой природы зависит от непосредственных действий человека.

Так как у дошкольников особенное эмоциональное значение имеет общение с взрослыми, именно взрослый должен помочь ребенку осмыслить и понять гармонию в природе, для этого очень важно сопровождать знакомство с окружающим миром эмоциональной беседой. Для решения задач экологического воспитания, необходимо в первую очередь организовать педагогический процесс в дошкольных учреждениях с опорой на основополагающие понятия о природе в целом, а так же соответствующим образом организовать эколого-развивающую среду детей. Формы и методы знакомства детей с природой могут быть самые различные, варьировать их необходимо опираясь на образовательные задачи, имеющийся материал и непосредственно исходя из природной среды, окружающей ребенка.

Мир природы таит в себе больше возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Каждое знакомство с природой - урок развития ума, творчества, чувства.

Общение с природой-основа экологического образования. Взрослые могут не всегда организовать деятельность дошкольника, поддержать естественный познавательный интерес, показать красоту осенних листьев, переливы радуги и стекающую каплю росы. Даже самые превосходные видеофильмы, фотографии на смогут дать ребенку полное представление о природе, так как он должен воспринимать ее с помощью всех органов чувств: вдыхать запах первоцветов, слышать шуршание осенних листьев, трогать липкие почки тополя, Поэтому так важно объединить наблюдения в природе с восприятием ее с помощью всех органов чувств.

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. В дошкольном возрасте ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Непонимание ребенком взаимосвязей между животными и неживым в природе, неумение объяснить свои наблюдения, сделать правильные выводы ведет к нарушениям экологических норм и законов.

Одним из условий, обеспечивающих правильное общение с природой, является организация в детском саду наблюдений. Дошкольники проявляют большой интерес к природе, но знания, которые они получают, порой отрывочны и бессистемны.

Наблюдения - это специально организованная воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Сущность метода наблюдений заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия:

зрительное,

слуховое,

тактильное,

обонятельное.

Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения

обеспечивает полноту и конкретность формируемых представлений.

Разработанная система наблюдений способствует развитию

сенсорной культуры и речевой активности детей.

Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами:

v постановкой конкретной и доступной задачи наблюдения,

v использованием действий обследования как способа наблюдения,

v привлечением детского опыта, проговариванием результатов наблюдения,

v сравнением одного объекта с другим,

v предъявлением вопросов разной степени сложности.

Мир природы таит в себе больше возможности для всестороннего развития детей. Я считаю, что продуманная организация специальных наблюдений,  развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

На примере наблюдения за листопадом, можно провести и наблюдения за снегопадом, летним дождем, можно сравнивать плоды рябины (красной и черноплодной), любоваться радугой и слушать летний дождь. Причем педагог ставит параллельные задачи:

· развивать любознательность;

· воспитывать умение видеть красоту природы; 

· развивать наблюдательность; способствовать развитию речевого творчества;

· воспитывать чувство прекрасного. 

 

Наблюдение за листопадом

Цель: определение признаков осеннего явления «листопад», наблюдение за осенними листьями, используя различные анализаторы.

Задачи:

· определять листья по цвету и форме (зрительный), определять поверхность (тактильный), по весу, запаху (обонятельный);

· развивать наблюдательность, слушая разный шум листьев (слуховой);

· способствовать развитию речевого творчества;

· воспитывать умение радоваться красивому, бережно относить­ся к природе.

 Ход: 

 Воспитатель обращает внимание детей на листья деревьев, кустарников и лежащие под ногами листья.

В: У всех ли деревьев одинаковые листья?  (дети сравнивают их по цве­ту, форме, окраске)

Воспитатель предлагает погладить листья.

В: Какие листья на ощупь? (дети описывают поверхность листочка-гладкая, ровная, с прожилками)

В: Желтые деревья, желтые, рыжие листья на земле— все желтое, яркое. Поэтому осень называют золотой. Пойдемте, тихо по­бродим по листьям (листья шуршат под ногами). Слышите, как они шур­шат?

Видите, то один листик летит к земле, то другой кружится-кружит­ся и медленно ложится на землю. Подул ветер, и листья шурша полетели на землю. Это листопад.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят...

В: Ребята, а почему листья падают на землю медленно? (они легкие)

Листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Летят и кружат­ся в воздухе.

Воспитатель кладет сухой листик на ладонь, предлагает любому ребенку: «Подуй!»

В: Что случилось с листочком? Почему? (лист летит с ладони, он легкий).

Все желающие самостоятельно отбирают понравившийся лист и дуют.

В: Ребята, а как вы думаете, чем пахнут опавшие листья?

Воспитатель предлагает понюхать опавший листок (опавшие листья лежат на земле и пахнут прелой травой).

Воспитатель просит каждого ребенка отобрать один самый краси­вый, понравившийся листик. С каждым ребенком уточняется окраска листика.

В: Какая до­брая осень, постаралась, получился такой красивый листик! А ты его отыскал, молодец!

Воспитатель предлагает собрать листья.

В: Один листок, еще листок и еще... Получилось много листьев — целый букет! Посмот­рите, какой у нас букет — пышный, нарядный! Осень старалась, трудилась, раскраси­ла все в желтый цвет. Золотая осень!

Воспитатель читает стихотворение:

Закружился надо мной

Дождь из листьев озорной,

До чего же он хорош!

Где такой еще найдешь?

Без конца и без начала!

Танцевать под ним я стала.

Мы плясали, как друзья-

Дождь из листиков и Я.

В: Как вы думаете, что будет сниться осенним красивым листьям? (воспитатель предлагает каждому задуматься, выска­заться; приходит на помощь).

 В: Наверное, листьям будет сниться, как они медленно летели на землю, как легко кружились, а солнышко улыбалось, и детишки радовались им.

Рассматривая собранные детьми листья и отбирая самые кра­сивые, спросить, почему они нравятся ребенку. Во время прогулки сделать из листьев шапочку, юбочку для куклы, гирлянды, скла­дывая их черенками.

Дошкольники только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными и растениями. Огромная ответственность за то, как пройдет ознакомление детей с природой, сегодня возлагается на педагогов детских садов. Именно педагог должен приложить все усилия к тому, чтоб экологическое образование ребенка сегодня сформировало у человечества новое экологическое сознание в ближайшем будущем.

 

Литература:

• Ю.А.Вакуленко  «Воспитание любви к природе у дошкольников». Волгоград. Издательство «Учитель», 2008г.

• А.И.Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», М., Творческий центр «Сфера», 2004

• И.В. Кравченко И.В. «Прогулки в детском саду». Т.Ц. Сфера, 2009

• С.Н.Новикова «Любовь к природе воспитываем с детства», М., Мозаика-синтез, 2002

• О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» средняя группа, М., Мозаика-синтез, 2016

 

 

20 июня 2019 в 13:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.