Череданова Ирина Владимировна, старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 2", г. Дзержинск
РАЗМЫШЛЕНИЯ ВСЛУХ Наблюдения как средство экологического воспитания дошкольников«Речь идёт о любви ребенка ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному», – так писал в свое время великий педагог В. А. Сухомлинский. Сегодня проблема экологического образования дошкольников выходит на первый план, обретая все большую актуальность. Именно в этот период происходит становление основ мировоззрения человека, его отношения к природе и окружающей действительности. Никогда проблема экологического воспитания не стояла так остро и стала жизненной необходимостью,, одним из условий сохранения общего для всех. Экологическое воспитание - относительно новая тенденция в дошкольной педагогике. Но уже с полной уверенностью можно сказать, что именно в дошкольном возрасте, путём целенаправленного педагогического воздействия, при условии системного ознакомления дошкольника с разнообразием природы, а так же вовлечения его в практическую деятельность, у ребенка можно заложить основы экологической культуры в целом. Значимый признак экологической воспитанности ребёнка - это участие в экологически-направленной деятельности, в процессе которой прививается любовь и гуманное отношение к природе. Нужно научить дошкольника бережному отношению и заботе о насекомых, животных, птицах, растениях, давая понять, что зачастую благополучие живой природы зависит от непосредственных действий человека. Так как у дошкольников особенное эмоциональное значение имеет общение с взрослыми, именно взрослый должен помочь ребенку осмыслить и понять гармонию в природе, для этого очень важно сопровождать знакомство с окружающим миром эмоциональной беседой. Для решения задач экологического воспитания, необходимо в первую очередь организовать педагогический процесс в дошкольных учреждениях с опорой на основополагающие понятия о природе в целом, а так же соответствующим образом организовать эколого-развивающую среду детей. Формы и методы знакомства детей с природой могут быть самые различные, варьировать их необходимо опираясь на образовательные задачи, имеющийся материал и непосредственно исходя из природной среды, окружающей ребенка. Мир природы таит в себе больше возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Каждое знакомство с природой - урок развития ума, творчества, чувства. Общение с природой-основа экологического образования. Взрослые могут не всегда организовать деятельность дошкольника, поддержать естественный познавательный интерес, показать красоту осенних листьев, переливы радуги и стекающую каплю росы. Даже самые превосходные видеофильмы, фотографии на смогут дать ребенку полное представление о природе, так как он должен воспринимать ее с помощью всех органов чувств: вдыхать запах первоцветов, слышать шуршание осенних листьев, трогать липкие почки тополя, Поэтому так важно объединить наблюдения в природе с восприятием ее с помощью всех органов чувств. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. В дошкольном возрасте ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Непонимание ребенком взаимосвязей между животными и неживым в природе, неумение объяснить свои наблюдения, сделать правильные выводы ведет к нарушениям экологических норм и законов. Одним из условий, обеспечивающих правильное общение с природой, является организация в детском саду наблюдений. Дошкольники проявляют большой интерес к природе, но знания, которые они получают, порой отрывочны и бессистемны. Наблюдения - это специально организованная воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Сущность метода наблюдений заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия: зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное. Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых представлений. Разработанная система наблюдений способствует развитию сенсорной культуры и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: v постановкой конкретной и доступной задачи наблюдения, v использованием действий обследования как способа наблюдения, v привлечением детского опыта, проговариванием результатов наблюдения, v сравнением одного объекта с другим, v предъявлением вопросов разной степени сложности. Мир природы таит в себе больше возможности для всестороннего развития детей. Я считаю, что продуманная организация специальных наблюдений, развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. На примере наблюдения за листопадом, можно провести и наблюдения за снегопадом, летним дождем, можно сравнивать плоды рябины (красной и черноплодной), любоваться радугой и слушать летний дождь. Причем педагог ставит параллельные задачи: · развивать любознательность; · воспитывать умение видеть красоту природы; · развивать наблюдательность; способствовать развитию речевого творчества; · воспитывать чувство прекрасного.
Наблюдение за листопадом Цель: определение признаков осеннего явления «листопад», наблюдение за осенними листьями, используя различные анализаторы. Задачи: · определять листья по цвету и форме (зрительный), определять поверхность (тактильный), по весу, запаху (обонятельный); · развивать наблюдательность, слушая разный шум листьев (слуховой); · способствовать развитию речевого творчества; · воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к природе. Ход: Воспитатель обращает внимание детей на листья деревьев, кустарников и лежащие под ногами листья. В: У всех ли деревьев одинаковые листья? (дети сравнивают их по цвету, форме, окраске) Воспитатель предлагает погладить листья. В: Какие листья на ощупь? (дети описывают поверхность листочка-гладкая, ровная, с прожилками) В: Желтые деревья, желтые, рыжие листья на земле— все желтое, яркое. Поэтому осень называют золотой. Пойдемте, тихо побродим по листьям (листья шуршат под ногами). Слышите, как они шуршат? Видите, то один листик летит к земле, то другой кружится-кружится и медленно ложится на землю. Подул ветер, и листья шурша полетели на землю. Это листопад. Листопад, листопад, Листья желтые летят... В: Ребята, а почему листья падают на землю медленно? (они легкие) Листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Летят и кружатся в воздухе. Воспитатель кладет сухой листик на ладонь, предлагает любому ребенку: «Подуй!» В: Что случилось с листочком? Почему? (лист летит с ладони, он легкий). Все желающие самостоятельно отбирают понравившийся лист и дуют. В: Ребята, а как вы думаете, чем пахнут опавшие листья? Воспитатель предлагает понюхать опавший листок (опавшие листья лежат на земле и пахнут прелой травой). Воспитатель просит каждого ребенка отобрать один самый красивый, понравившийся листик. С каждым ребенком уточняется окраска листика. В: Какая добрая осень, постаралась, получился такой красивый листик! А ты его отыскал, молодец! Воспитатель предлагает собрать листья. В: Один листок, еще листок и еще... Получилось много листьев — целый букет! Посмотрите, какой у нас букет — пышный, нарядный! Осень старалась, трудилась, раскрасила все в желтый цвет. Золотая осень! Воспитатель читает стихотворение: Закружился надо мной Дождь из листьев озорной, До чего же он хорош! Где такой еще найдешь? Без конца и без начала! Танцевать под ним я стала. Мы плясали, как друзья- Дождь из листиков и Я. В: Как вы думаете, что будет сниться осенним красивым листьям? (воспитатель предлагает каждому задуматься, высказаться; приходит на помощь). В: Наверное, листьям будет сниться, как они медленно летели на землю, как легко кружились, а солнышко улыбалось, и детишки радовались им. Рассматривая собранные детьми листья и отбирая самые красивые, спросить, почему они нравятся ребенку. Во время прогулки сделать из листьев шапочку, юбочку для куклы, гирлянды, складывая их черенками. Дошкольники только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными и растениями. Огромная ответственность за то, как пройдет ознакомление детей с природой, сегодня возлагается на педагогов детских садов. Именно педагог должен приложить все усилия к тому, чтоб экологическое образование ребенка сегодня сформировало у человечества новое экологическое сознание в ближайшем будущем.
Литература: • Ю.А.Вакуленко «Воспитание любви к природе у дошкольников». Волгоград. Издательство «Учитель», 2008г. • А.И.Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», М., Творческий центр «Сфера», 2004 • И.В. Кравченко И.В. «Прогулки в детском саду». Т.Ц. Сфера, 2009 • С.Н.Новикова «Любовь к природе воспитываем с детства», М., Мозаика-синтез, 2002 • О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» средняя группа, М., Мозаика-синтез, 2016
20 июня 2019 в 13:12
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.